КАЛИЙНЫЕ
Двухтактный калильный двигатель. Схема работы двигателя. К
штуцеру подводится топливо, дозируемое регулировочной иглой. Топливо
распыляется воздухом, поступающим через диффузор.
В распыленном состоянии топливо в смеси с воздухом – рабочая
смесь – поступает через окно коленчатого вала в полость картера. Всасывание
происходит вследствие разряжения, создаваемого в полости картера при движении
поршня к В.М.Т. Рабочая смесь, заполняющая картер, при движении поршня к Н.М.Т.
сначала вжимается, а затем перепускается по каналу в камеру сгорания. При этом
происходит очистка цилиндра от продуктов сгорания рабочей смеси (продувка) и
заполнение его свежей рабочей смесью. Во время последующего движения поршня
вверх рабочая смесь, поступившая в цилиндр через окна, сжимается и, когда
поршень достигает В.М.Т., воспламеняется калильной свечой. Газы, образовавшиеся
в результате сгорания рабочей смеси, расширяются, и поршень под действием газов
движется к Н.М.Т., совершая рабочий ход. Выпуск отработавших газов происходит в
конце рабочего хода, когда поршень открывает выпускные окна. Зажигание смеси
производится при помощи калильной свечи, питающейся от батареи постоянного тока
напряжением до 3 в. После запуска микродвигателя батарея отключается. Запуск и
регулировка двигателя.
Двигатель должен быть надежно прикреплен к модели. Чтобы
запустить двигатель, необходимо: 1) залить топливо в расходный бачок, причем
уровень топлива при залитом баке не должен превышать уровня жиклера двигателя
(бачок соединить с жиклером двигателя эластичной трубкой); 2) установить воздушный винт таким образом, чтобы вначале
фазы сжатия смеси он находился в горизонтальном положении; 3) открыть иглу жиклера на 3 – 4 оборота от положения
полного закрытия; 4) закрыть пальцем левой руки диффузор и повернуть воздушный
винт на 3 – 4 оборота против часовой стрелки (если смотреть спереди); 5) впрыснуть в цилиндр несколько капель рабочей смеси; 6) подключить батарею напряжением 3 в к калильной свече; 7) сделать несколько быстрых нажимов на воздушный винт в
направлении против часовой стрелки (запуск двигателя с маховиком производится
шнуром).
Если двигатель хорошо отрегулирован, он немедленно
заработает, и останется только отрегулировать обороты, открывая или закрывая
иглу жиклера. Если же он не запускается, значит, мала подача топлива, нужно
повторить операцию 4 при более открытой игле жиклера. Когда двигатель дает
вспышку, но не запускается, это означает, что подача топлива слишком обильна
(заливает свечу); нужно прикрыть иглу жиклера и быстро вращать воздушный винт,
пока двигатель не запустится. Для питания калильной свечи необходимо один провод
подключить к двигателю (на массу), а второй – к центральному электроду
калильной свечи с помощью зажима радиотехнического типа. Перед запуском
двигателя необходимо убедиться в исправности калильной свечи. Для этого
вывернуть калильную свечу из двигателя и подвести к ней напряжение таким
образом, чтобы один из полюсов был замкнут на корпус свечи, а другой – на
центральный электрод. При правильно подобранном напряжении спираль должна
светится светло-красным цветом. При пользовании двигателем следят, чтобы в него
не попадали посторонние частицы. В случае необходимости двигатель надо
тщательно промыть внутри смесью минерального масла с бензином (калильная свеча
при этом должна быть вывернута). Перед установкой двигателя на модель его
необходимо предварительно обкатать, т.е. дать поработать 20 – 30 минут на смеси
с повышенным содержанием масла. При установке двигателя на моделях глиссеров,
автомобилей и т.п. и эксплуатации его с маховиком, который устанавливается
вместо воздушного винта, он не должен работать более 1 – 2 минут без обдува. Не
рекомендуется без необходимости производить разборку двигателя. Условия работы
двигателя в полете иные, чем на стенде: меняется охлаждение, число оборотов,
наддув бачка и карбюратора, давление топлива в жиклере. Регулировку двигателя
модели на земле следует производить с расчетом на те изменения, которые
происходят в полете. Так, если двигатель в полете работает неравномерно – то
снижает, то повышает число оборотов, это свидетельствует о недостатке топлива.
На земле перед вылетом надо обогатить смесь. Если двигатель в полете переходит
на рокочущий режим со снижением числа оборотов, появляется дым в отработавших
газах, это указывает на избыток топлива; надо убавить подачу топлива.
|